|
Отчет организатора Бердникова А.Г.
о проведении политико-правовых игр в о/л "Юбилейный" в
2003 г.
|
Отчет предоставлен Бердниковым
А.Г. и приводится в оригинальном виде, без изменений.
|
Главные цели, которые преследовали политико-правовые
игры для детей: получить общие знания о политико-правовых процессах
в обществе и проиграть их, а также, воспитательная цель - создать
условия для формирования гражданских качеств личности ребенка, помочь
ему участвовать в процессе самоуправления.
Таким образом, проигрывая "взрослые" роли, происходит процесс
социализации личности ребенка, т.е. полноценное включение его во взрослую
жизнь. Если учесть, что возраст детей в лагере достигает 14-15 лет,
то многим эти знания пригодятся на уроках права, а для некоторых определит
их будущую профессию.
Политико-правовая программа существует в лагере второй год, и стала
традиционной среди прочих других.
Первый сезон имел тематическое название - "Чудесный архипелаг",
поэтому все ребята стали гражданами этой страны. В старших отрядах
были проведены беседы, на которых были объяснены правила политико-правовой
игры.
Особенностью I сезона было то, что самыми старшими были дети, которые
окончили только 8 класс, т.е. не изучавшие основы политики и права
в школе. Подавляющее большинство детей не имели четкого представления
об основах политики и права, поэтому основная деятельность была направлена
на формирование органа самоуправления - Совета лагеря.
На протяжении всего оздоровительного сезона работал детский орган
самоуправления - Совет лагеря, в который вошли представители всех
17 отрядов. Председателем Совета лагеря была избрана представительница
2 отряда Ольга Верномудрова. Основные задачи Совета лагеря заключались
в выражении интересов, проблем, инициатив, возникших в отрядах. В
течение сезона прошло несколько встреч с начальником лагеря, где ребята
откровенно говорили о своих проблемах, получали разъяснения на свои
вопросы, а потом выступали в отрядах. Такая форма взаимодействия детей
и администрации лагеря позволила решить насущные детские проблемы
в кратчайшие сроки.
Кроме этого, Совет лагеря занимался законодательной деятельностью:
были приняты положения о штрафах, о заработной плате государственных
служащих и другие. Представители Совета лагеря получали отчеты об
экономической деятельности от работников Банка и Биржи.
Одной из инициатив Совета лагеря было проведение конкурсов, посвященных
50-летию АНХК и 10-летию НК ЮКОС: конкурс рисунков, плакатов на противопожарную
тему, конкурс на самую чистую территорию и другие. Являясь членами
жюри, представители Совета лагеря награждали победителей конкурсов
денежными премиями.
На альтернативной основе члены Совета лагеря выбрали членов Суда,
который вершил правосудие в лагере. Суд рассматривал исковые заявления
детей. Для старших отрядов была проведена игровая программа, посвященная
вопросам политики и экономики.
На втором сезоне были проведены выборы президента "Юбилейного",
5 кандидатов в президенты развернули широкую предвыборную агитацию,
построенную по всем правилам "взрослой" жизни. В выборах
участвовали дети 1-17 отрядов. За законностью и честностью выборов
наблюдали члены Избиркома (представители 7 отрядов). Президентом лагеря
"Юбилейный" стал учащийся лицея №2 Благодарный Сергей. После
выборов была проведена торжественная линейка, на которой президент
принес присягу и вступил в должность. Активность детей (явка на избирательный
участок) составила 92%, что говорит о заинтересованности детей в результатах
выборов.
Традиционно был сформирован Совет лагеря, в который вошли представители
всех отрядов. Председателем Совета лагеря стала Щелкунова Оксана.
Кроме решения насущных проблем детей в отрядах, Совет лагеря провел
ряд мероприятий, посвященных 50-летия АНХК и 10-летию НК ЮКОС: конкурс
на лучший отрядный уголок, конкурс на лучшую отрядную территорию,
конкурс плакатов и рисунков, посвященных противопожарной теме и юбилею
АНХК и НК ЮКОС. Стала традиционной премия совета лагеря лучшему спортсмену
лагеря. Постоянно проводились традиционные встречи с начальником лагеря,
на которых ребята предлагали нововведения в игровые программы, обустройство
лагеря, улучшение бытовых условий.
Был сформирован на альтернативной основе Верховный Суд, который следил
за соблюдением законности в лагере, и в случае ее нарушения, проводил
судебные заседания. Председателем суда стала Попова Катя. Суд рассмотрел
более 20 административных правонарушений.
В течение сезона мной в отрядах проводилась "Школа политики и
права", благодаря которой ребята узнали о правилах проведения
политико-правовой игры, закономерностях политической жизни, законах,
действующих в лагере и т.п.
Политико-правовая игра в третьем сезоне практически ничем не отличалась
от предыдущих сезонов. Были проведены выборы президента, им стала
ученица ЦО №8 Пиховкина Наталья, самостоятельно работал Совет лагеря
во главе с Щелкуновой Оксаной. Работал верховный суд во главе с Тайшиным
Денисом.
Из отзывов, оставленных детьми после проведения политико-правовой
программы, становится ясно, что детям данная программа нравится большей
частью тем, что в ней ребенок может самостоятельно достичь определенных
результатов, получить политико-правовые знания и навыки.
Краткий алгоритм проведения политико-правовой игры выглядит следующим
образом:
1 день - объяснение правил политико-правовой игры вожатым и
воспитателям.
2 день - выбор в отрядах представителей в Избирком и Совет
лагеря. Проведение "Школы политики и права" в отрядах.
3 день - Встреча с представителями Избиркома, разъяснение правил
игры, подготовка к выборам президента Совета лагеря, выдвижение в
отрядах кандидатов в Президенты Совета лагеря. Проведение "Школы
политики и права" в отрядах.
4 день - Первое заседание Совета Лагеря, разъяснение его функций.
Регистрация кандидатов в Президенты Совета лагеря. Проведение "Школы
политики и права" в отрядах.
5 день - Регистрация агитационных материалов членами Избиркома
(8 листовок форматом А4, 1 плакат, 3 выступления по радио до 15 сек.).
Пресс-конференция кандидатов (проводят члены Избиркома). Заседание
Совета лагеря - выявление проблем, появившихся в отрядах после заселения
в корпуса. Проведение "Школы политики и права" в отрядах.
6 день - Митинг в поддержку кандидатов, выборы Президента Совета
лагеря. Оглашение результатов.
7 день - Инаугурация президента, торжественная присяга, роспуск
Избиркома. Принятие Конституции лагеря, Административного кодекса.
Прием заявлений от желающих работать в Верховном Суде.
8 день - собеседование Совета лагеря с кандидатами в члены
суда, выбор трех судей. Начало работы Верховного Суда.
9 день - встреча Совета лагеря с начальником лагеря, обсуждение
проблем, предложения по благоустройству и игровым программам.
С 10 дня - постоянно работают Совет лагеря и Верховный суд.
Президент контролирует работу политико-правовых и экономических органов,
реализует свою предвыборную программу.
Проанализировав проведение политико-правовой игры в о/л "Юбилейный",
предлагаем продолжить проведение подобной игры. Но для этого, на наш
взгляд, необходимы:
* - Технические средства (ксерокс, компьютер с принтером, цифровая
камера и расходный материал);
* - Изготовление дипломов, значков, вымпелов с эмблемой о/л "Юбилейный",
НК ЮКОС для поощрения активных детей и взрослых.;
* - Проведение инструктивного лагеря на базе о/л "Юбилейный"
для молодых вожатых с целью ознакомления правилами политико-правовых
и экономических игр.
Организатор политико-правовых игр А.Г. Бердников
|
|
|